Читайте также
Сила красоты и ограниченность выражения
Варганы

Красота популяции

(2)

Задача — изменить образ жизни: заменить старую аристократическую модель поведения новой, более активной, сделать движение признаком силы и здоровья. Так идеалы предков передаются потомкам: на смену благородной осанке отцов приходит мощь и крепость сыновей. Столь глубинные трансформации не могли не изменить представление о человеческом теле, одежде, образовании: сделать внешний облик и его эстетику заботой правительства.

Итак, в конце XVIII века утверждаются следующие принципы красоты: принцип красоты индивидуальной, выражающейся в чертах и мимике лица; принцип красоты коллективной, учитывающей анатомическое строение человеческого тела. Нельзя сказать, что они никак не связаны, однако если в первом случае приоритет отдается сентиментальности и чувствам, то во втором — гигиене и здоровью.

Андреа Мантенья. Распятие. Ок. 1456. Париж, Лувр

Картина являет собой пример «изобретения тела»: оно осязаемо, реалистично, силуэты четко очерчены, мышцы выписаны.

Рафаэль Санти. Портрет Джованны Арагонской. Ок. 1518. Париж, Лувр

Красота Джованны Арагонской считалась столь совершенной, что воспевалась в целом ряде «поэтических апофеозов».

Альбрехт Дюрер. Адам и Ева. 1504. Амстердам, Государственный музей

Дюрер отходит от «средневековых» канонов изображения тела. Столкнувшись с тем, что выделить универсальные телесные пропорции невозможно, он выделяет несколько типов фигур.

Адам и Ева. Анонимная гравюра. Конец XV в.

Рембрандт. Поясной портрет смеющейся женщины (Саския). 1633. Дрезденская галерея

Жена Рембрандта Саския - постоянная модель художника; для Рембрандта Саския олицетворяла естественную красоту. Это видно также в рембрандтовой «Флоре».

Жан-Оноре Фрагонар. Счастливые возможности качелей.

1767-1768. Лондон, собрание Уоллес

ъ

Живопись рококо выдвигает на первый план чувствительность. Излюбленным сюжетом становится «пойманное мгновение». Под развевающейся юбкой видны ноги молодой девушки — передается ощущение полета.

Эжен Делакруа. Алжирские женщины. 1834.

Париж, Лувр •

В эпоху романтизма черты лица в живописи обретают глубину. На картинах Эжена Делакруа женский взгляд устремлен в сумрачную неизвестность.

Жан-Батист-Камиль Коро. Дама с жемчужиной. Конец 1860-х. Париж, Лувр

В XIX веке в литературе и искусстве чрезвычайно возрастает значимость внутреннего содержания красоты. Сила, идущая

изнутри, как будто пробивается наружу. Овальные формы на картинах художников тех времен будто «испускают лучи».

Альфонс Муха. Танец. 1898. Частная коллекция

Волосы символизируют интимное пространство, акцент на них позволяет передавать идею чувственного влечения. На плакатах Мухи пряди волос разлетаются по всему рисунку.

Кинозвезды XX века изменяют представление о красоте.

Грета Гарбо в «Королеве Кристине». Джоан Блонделл. Брижит Бардо. Джина Лоллобриджида.

Первая и последняя (на 2012 год) победительницы конкурса «Мисс Вселенная»: Арми Куусела (Финляндия, 1952) и Лейла Лопес (Ангола, 2011)

Киану Ривз в роли Нео. «Матрица», 1999

В поп-культуре 1990-х и 2000-х мужское тело становится тоньше и мягче: плавные линии Ривза, его гладкая кожа, тонкие черты лица, танцевальный стиль борьбы мало чем отличаются от соответствующих особенностей тела и движений его партнерши Кэрри-Энн Мосс.

Футболист Дэвид Бекхэм представляет новый тип мужчины-«метросексуала»: это «наполовину мачо, наполовину влюбленный в собственное отражение нарцисс»

Бодибилдинг - одна из крайностей в спектре современной телесной красоты, выражение предельного, утрированного внимания к рельефу тела


<-Предыдущая страница..