Читайте также:
  • Ремонт квартир
  • Тротуарная плитка
  • Twinvir online

  • Основа идентичности

    Рассмотрим подробнее утвердившуюся в современном обществе и описанную в многочисленных исследованиях «личность гипермодерна», «гипертрофированную индивидуальность», ту, для которой «больше нет смысла искать свое место в общем ансамбле», ту, которую наше общество превратило в «связующий центр», подчеркнув ее главенствующее положение по отношению к какой бы то ни было социальной референции.

    Такой тип личности сложился под влиянием исторических и социальных факторов: развитие сферы услуг, рост потребления, принадлежность индивида к все более разнообразным «кругам» общественной жизни повысили его автономность, сформировали способность к быстрому «перемещению», что осо^нно актуально в наш век ускоренной мобильности и развития рынков. Интенсивная персо-нализация облика, будучи самым быстрым способом повышения общественного статуса, стала массовым феноменом.

    Вера в такую личность укреплялась по мере того, как рушилась вера в «потусторонние миры», «великие сообщения»: утратил «правдоподобие» «великий рассказ», как писал Жан-Франсуа Лиотар, коллективная эмансипация стала иллюзией, на смену утопиям пришел реализм, «обрекший нас на жизнь в том мире, в котором мы живем», по выражению историка Франсуа Фюре. Разочарование в трансцендентных мирах, политике, морали, религии существенно укрепило веру в тело, сделав его истиной в высшей инстанции: тело изучают, разгадывают его тайны, беспрестанно повышают уровни чувственного восприятия. Прошлый опыт познания трансцендентности был перенесен в интимный мир тела.

    Начиная с 1960-х годов рекомендации по совершенствованию красоты приняли в высшей степени индивидуальный характер: тело воспринимается как главный инструмент самовыражения личности. Журналы и пособия шестидесятых обещают «помочь вам в поисках вашей индивидуальности», «создать образ, воспевающий вашу личность», предлагают варианты причесок, губных помад и тональных кремов, «подчеркивающие ваши особенности». Продукция производится с учетом индивидуальных черт каждого: макияж от Жан-Пьера Флеримона «раскрывает истинную сущность вашего лица», бюстгальтеры Berle «утверждают вашу индивидуальность». Изменилось определение красоты, теперь «красота — это то впечатление, которое производят на вас индивидуальность человека, его жесты и манера держаться». Результатом доведенной до предела индивидуализации стал не только распад системы критериев красоты, но также и то, что телу приписывается новое свойство: отныне считается, что «человек постигает собственную ценность по своей внешности».