Подобрать тон для лица

Читайте также:
  • Сантехнические работы
  • Дом в Калуге
  • Новое здание Краснодарского Краевого Суда

  • Подобрать тон для лица

    Косметическими средствами пытаются решить ту же задачу — подчеркнуть неповторимое своеобразие человека.

    Считалось, в частности, что румяна должны подбираться индивидуально: необходимо найти цвет, «который о чем-то вам говорит». Мадемуазель Демье д'Аршиак, правнучатая племянница Сен-Симона, в 1780-х годах славилась тем, что умела подбирать тон румян под освещение: «дневное и свечное». Например, «маслянистые румяна», рекламировавшиеся в одной из статей периодического издания «Объявления, реклама и различные уведомления» (Annonces, Affiches et avis divers) 1770 года за подписью «г-н Моро», галантерейщик с улицы Сен-Мартен, имели шесть разных оттенков, менявшихся в зависимости от того, с чем их смешать и как нанести на кожу. О широте ассортимента заботился и «г-н Донсон», предлагая на страницах того же издания десять типов румян: выбор оттенка зависел от времени суток, возраста женщины и случая. В руководствах по использованию косметики румяна различаются по происхождению: французские, испанские, португальские и т.д. Такие различия можно было бы назвать незначительными, если бы они не свидетельствовали о стремлении выделиться из массы и, следовательно, — о сосуществовании разных типов красоты. Этим и объясняется разнообразие цветов: «Выбор румян — дело первостепенной важности».

    Появлению множества оттенков косметики способствуют и другие факторы: необходимость выразить чувства, сделать их заметными для окружающих. Чтобы достичь этой цели, требуется палитра легких, неброских тонов, позволяющих передать все разновидности чувствительности, спектр которой, как мы уже видели, значительно расширился. Поскольку появилась необходимость демонстрировать душевную чуткость, непосредственность одержала победу над искусством скрывать эмоции, простота — над сложностью, ибо «в сердечных делах искренность ставится в заслугу». Вот почему в конце XVIII века Мари де Сент-Юрсен настаивала на необходимости проявлять сдержанность в выборе цветов и «оттенков из обширной палитры, назначенной для придания жизни лицу», а в 1780-х годах мадам де Жан-лис сетовала на то, что при дворе вынуждена румяниться «намного ярче, чем раньше».

    В XVIII веке дискуссия об использовании косметики принимает новый оборот, на первый план выходит идея искренности: при этом речь идет о честности не перед Богом, но перед другими людьми. Считается, что украшательства лица и тела мешают социальной прозрачности. 1ероини Руссо лишены искусственности: Софи «не знает других духов, кроме запаха цветов», а «румянец, покрывающий» щеки Юлии, «рождается в сердце: такой румянец невозможно подделать». Мадам д'Эпине видит в косметике лишь «телесное наказание» и фальшь: эдакий способ «врать с утра до вечера». Монтескьё считает, что использование румян нивелирует разнообразие: косметика призвана подчеркивать индивидуальные особенности каждого, а выходит, что «все крашеные лица похожи друг на друга, как две капли воды».

    Впрочем, споры о косметике не только приняли новое направление, но заметно поутихли: отныне обычай красить лицо вызывает меньше опасений. Техники, повышающие телесную привлекательность, стали разнообразнее, при этом культивируется естественная красота и выразительность: чем разнообразнее становится косметика, тем легче она принимается обществом.