Читайте также:
  • Искусство привлекательности
  • С точки зрения цифр
  • Возможность выбрать «всё»

  • Красота как предмет потребления

    Чем интенсивнее потребление стимулировало желание копировать образцы, тем больше подражательниц появлялось у Брижит Бардо; причем наряду с желанием подражать усиливалось желание самоутвердиться. Иллюстрированные журналы, число которых значительно возросло в 1960-е годы, способствовали постепенному распространению образцов культуры красоты и косметического ухода: в I960 году реклама занимала от 60 до 70 % объема таких журналов, как ЕИе, Vogue или «Модный сад» (Jardin des modes), то есть почти в два раза больше, чем в 1930-е годы. Возросла важность визуальных образов: лицо и тело изображаются крупным планом, на всю страницу, текстура кожи увеличена на весь кадр, извивающиеся, словно лианы, тела неестественно изгибаются, особым образом «кадрированные» бедра и ягодицы воспроизводятся бесконечное число раз. Товары и практики по их использованию тоже вызывают ассоциации с легким и гибким телом: в 1950 году появляется реклама кукурузных хлопьев Kellogg's, регулярное употребление которых ведет к «стройности», в 1957-м — бюстгальтеры perma lift фирмы Panty, в 1960-м — пояса для чулок с «эластичным тюлем»фирмы Audace.

    Продолжение ...

    Иллюзорная андрогинность

    Одновременно со всеми этими потребительскими или, скажем иначе, уравнительными мероприятиями происходило важное изменение — в обществе утверждалась женственность, примером чего является статус звезды послевоенного времени. С наступлением 1960-х годов переосмысляются понятия мужественного и женственного. «Гражданские права, получение образования, контроль над рождаемостью, статус замужней женщины, сексуальная свобода — все эти достижения пробили бреши в мужских цитаделях, изменив взаимоотношения полов». Вторая волна феминизма вышла далеко за пределы абстрактного равенства, выдвинув на первый нлан проблематику субъекта, «развитие личности»и реализацию себя.

    Продолжение ...

    Звезда «свободная»

    Звезды послевоенного времени изменили модель красоты 1930-х годов, привнеся в нее больше свободы и тем самым приблизив ее к сегодняшним образцам.

    Продолжение ...

    От гей-культуры к красоте «без комплексов»?

    В то же время невозможно адекватно оценить произошедшие изменения, рассматривая их вне контекста гей-культуры, представляющей собой, согласно характеристике журнала «Упрямец» (Tetu), совокупность методов «демонстрации всему миру ликов иного способа жизни». Прежде всего сексуальные меньшинства получили некоторые юридические права: во Франции с 1982 года за однополыми отношениями были закреплены те же свободы, что и за разнополыми, то^а как прежде «легальный» возраст сексуального согласия начинался с 15 лет для вторых и с 18 лет для первых; существовало специальное направление в политических программах 1980-х годов, имевшее целью борьбу с «дискриминацией на основании природных и поведенческих особенностей».^Затем представители сексуальных меньшинств заняли законное место в культуре: в последние десятилетия XX века возникли различные концепции и мероприятия, направленные на повышение заметности гомосексуалов в обществе, такие как гей-прайды, «гей-соревнования» (gay games), ночные гей-клубы, специализированные журналы, а также каминг-аут* знаменитостей. Все это постепенно превратило гомосексуальные отношения в обычное явление и поставило их в один ряд с другими типами отношений. Разумеется, полностью искоренить дискриминацию не удалось, но право «отличаться от других»окончательно утвердилось в обществе, гомосексуальность впервые стала привычным пунктом различных опросов, часто встречающейся характеристикой «соседа по дому, случайного прохожего или прохожей». Произошедшие изменения сказались и на языке: это видно на примере слова «толерантность», которое уже стало анахронизмом для однополых отношений, считающихся столь «обычными» и «повседневными», что «проявление исключительно терпимости» к гомосексуалам теперь становится неприемлемым.

    Продолжение ...

    «Самый прекрасный предмет потребления»

    В 1950-1960-х годах верх одержала философия гедонизма и развлечений, в особенности — философия потребления, преобразившая мир эстетики: образцы красоты стали многочисленнее, доступнее, определеннее. Красота проникает всюду, становится «всеобщей»: существует красота обездоленных, красота пожилых, мужская и женская красота. Тело превращается в «самый прекрасный предмет потребления». Впервые возникла потребность в «универсальной» модели красоты, пусть и навязанная лакированной, изменчивой риторикой рынка. В обществе, где динамично утверждается равноправие, красота становится все более свободной от условностей.

    Продолжение ...

    Красота в режиме равенства

    Отношения эти в самом деле претерпели глубокую трансформацию. Так, прав на существование лишилась идея «прекрасного пола»: женщина больше не обязана заниматься исключительно совершенствованием своей красоты, а мужчина — все время посвящать работе. Принцип равенства изменил все. Понятие физической красоты перестает ассоциироваться исключительно с зависимым положением, с «вечной женственностью»: оно совмещает в себе референции, которые раньше считались взаимоисключающими: пассивность и активность, подчинение и самостоятельность. Произошла трансформация, масштабы которой трудно оценить: красота, больше не являясь характеристикой одного из полов, может культивироваться как мужчиной, так и женщиной, оба пола могут претендовать на звание «прекрасного». Красота больше не зависит от «силы» или «слабости», занимаемого положения в обществе, она сделалась «безграничной», как на рекламном плакате «Шанель» (Chanel) 2003 года, с которого ослепительно улыбались мужчина и женщина. В мужских журналах повышенное внимание уделяется эстетике и уходу за собой, появляется специальная литература «о красоте и здоровье для мужчин». Проводившиеся ранее конкурсы на лучший мышечный рельеф «Господин Европа» или «Господин Вселенная» меняют название и содержание: теперь выбирают «Мистера Европа», «Мистера Франция», причем для победы уже не так важен атлетический профиль участника, как «эстетичность его облика, ухоженность, которые способствуют продвижению идеи мужской красоты».

    Продолжение ...